вторник, 6 декабря 2011 г.

ТРЕНИНГ "СМОТРИТЕ, КАК МЫ ДУМАЕМ". 5 ЭТАП.

Девизом 5 этапа тренинга "СМОТРИТЕ, КАК МЫ ДУМАЕМ", явились слова Линуса Паулинга "Лучший способ иметь хорошие идеи — это иметь много идей". В этом мы убедились, выполняя задание 5 этапа. В этом задании необходимо было сконструировать учебную ситуацию, развивающую метакогнитивный опыт учеников/учителей средствами Интернет-технологий. Чтобы справиться с заданием, мы должны знать, что:


В новых стандартах общего образования делается акцент на учебные ситуации, которые являются элементарными структурными единицами урока.
По мнению К.Н. Поливановой, учебная ситуация - это такая организация, клеточка деятельности, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая с ним разнообразные учебные действия, переформулируют, частично запоминают.

Основные элементы учебной ситуации:
  • частичная цель, определяющая, что должно быть получено в процессе  работы в данной ситуации;
  • содержание (задание);
  • средства и методы работы;
  • место работы;
  • способы проверки результатов.
Создание учебной ситуации предполагает:
  • наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебно цели;
  • выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания;
  • формирование у школьников умения контролировать свои действия;
  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Типы учебных ситуаций:
  • ситуация проблема - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (вырабатывается умение находить оптимальное решение;
  • ситуация-оценка - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить свое адекватное решение;
  • ситуация-иллюстрация - прообраз жизненной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал;
  • ситуация-тренинг - образец стандартной или другой ситуации (предлагается описать или решить ситуацию);
  • классическая ситуация (дается четкое описание ситуации, взятой из практики или искусственно сконструированной, учащиеся должны самостоятельно вычленить из ее контекста вопрос: по поводу чего им следует принять решение);
  • живая ситуация (берется событие из жизни учащихся, принятое решение неизвестно, его надо найти, а развитие действия описать в той последовательности, в которой оно происходило);
  • действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту (учащимся предлагается ситуация и нормативный документ, в соответствии с которым должно быть принято решение).
  Для выполнения задания освоили новый сервис http://ru.calameo.com

С помощью этого сервиса можно публиковать документы разных форматов: Word, Excel, PowerPoint, PDF и другие. Опубликованные документы становятся доступными для просмотра, таким образом организуется совместная работа.
Вот, что у меня получилось:




Некоторые работы коллег:



Из размышлений над работой 5 этапа: "Очень интересная учебная ситуация разработана Низеньковой Мариной (присоединяюсь к мнению коллег). Проблемный вопрос "Почем нынче душа или все ли подлежит купле-продаже?" изначально предполагает бурную мыследеятельность со стороны учащихся. Деятельность учеников направлена на построение разлиных алгоритмов решения проблемы - работа с текстом, анализ различных точек зрения решения проблемы (взгляд Н.В. Гоголя и наших современников). Учитель стимулирует готовность учеников принимать и обсуждать необычные идеи, учитывать точку зрения членов группы, синтезировать разные познавательные позиции в условиях диалога с другими. Сервисы Веб 2.0 - инструменты, помогающие ребятам записывать и структурировать свои мысли. Спасибо, Марина!" (Юдина Инна)


Ценность 5 этапа в том, что мы смогли применить полученные знания при конструировании учебной ситуации. Для меня это был самый трудный этап.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

А как закончилась история с монахом?

Маргарита Валерьевна Куликова комментирует...

Эта задача открытого типа, т.е. решений может быть несколько :)

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...